- Анапест
-
АНА́ПЕСТ (от греч. αναπιπτω — обратный (дактилю), букв. — отраженный назад) — в силлабо-тонич. системе стихосложения — метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые — безударными слогами (схема А.: , где — ударный слог, — безударный слог). Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный А.: "Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу / В стороне́ от весе́лых подру́г?" — Н. А. Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр., "Русоку́драя, голубоо́кая"), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении А. как самостоят. стопу "восходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним — В. К. Тредиаковский. Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А. П. Сумароков, А. А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном стихе; гл. размеры — чередующиеся 3—4-стопники (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен в лирике (Л. А. Мей, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, К. М. Фофанов); в это же время входит в поэтич. практику вольный А. ("Размышления у парадного подъезда" Н. А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б. П. Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич. размеры (напр., 8-стопник у В. Я. Брюсова); начинает широко использоваться 4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., "У хоро́шенькой ла́сточки / Перело́мана ла́почка" — И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. — самый популярный из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние — часто с цезурными наращениями).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.